Шумовое загрязнение окружающей среды
К загрязнителям окружающей среды, присущим автомобильному транспорту, следует отнести шум, создаваемый при движении и работе автомобильных двигателей. Согласно данным, приводимым О. А. Ставровым, для электрических автомобилей характерны более низкие уровни шума при более благоприятном его спектре.
В настоящее время доказано, что шум неблагоприятно воздействует на человека, а автомобильный транспорт является наиболее мощным и самым распространенным источником шума в городах. Установлено, что на городских магистралях максимальные уровни шума достигают в настоящее время 90—95 дБ, причем эти величины имеют тенденцию роста, так как транспортные потоки в городах с каждым годом возрастают.
Считается, что шум в 85 дБ представляет собой средний критический уровень, превышение которого вредно для здоровья человека. Однако автотранспортный шум в 75 дБ также приводит к некоторым психофизиологическим изменениям в организме.
Нарушение нормального отдыха после трудового дня может стать причиной хронического переутомления, вызывающего расстройство центральной нервной системы. Между возрастающим шумом в городах и увеличением количества нервнобольных в ряде стран установлена прямая зависимость. Городской шум в определенной степени способствует возникновению гипертонической болезни, а непрерывное воздействие шума может стать причиной язвенных заболеваний.
Установлена зависимость между увеличением общей заболеваемости и продолжительностью проживания в шумных городских условиях. Шум больших городов является одной из причин снижения у людей остроты слуха и развития тугоухости. Он в значительной степени влияет на эффективность лечебного процесса и увеличивает время пребывания больных в лечебных учреждениях. При воздействии шума свыше 45 дБ уменьшается слуховая чувствительность, резко снижается умственная работоспособность, увеличивается продолжительность времени выполнения учебных заданий, повышается количество ошибок.
Интенсивный шум ведет к снижению производительности труда. По оценкам специалистов шум снижает работоспособность при умственном и физическом труде примерно на 60 %.
Мероприятия по снижению уровня шума от автомобилей обусловливают рост затрат на производство и эксплуатацию автомобилей. Это подтверждается данными обследования, проведенного ЕРА (агентством по охране окружающей среды).
В табл. 6.1 и 6.2 приведены данные о повышении стоимости автобусов и эксплуатационных затрат в зависимости от уровней наружного и внутреннего шума.
Таблица 6.1
Увеличение первоначальной стоимости городского автобуса в зависимости от уровня наружного и внутреннего шума
Уровни шума, дБ. |
Увеличение первоначальной стоимости автобусов, дол. |
|||
наружного |
внутреннего |
Расчет фирм, выпускающих автобусы. |
Расчет ЕРА |
|
Не более |
Не менее |
|||
86 |
84 |
205 |
0 |
50 |
83 |
83 |
505 |
0 |
195 |
81 |
83 |
1638 |
0 |
380 |
80 |
80 |
2900 |
350 |
875 |
77 |
80 |
4200 |
650 |
1670 |
75 |
78 |
5500 |
950 |
3270 |
Таблица 6.2 Увеличение годовых эксплуатационных расходов на один автобус в зависимости от уровней наружного и внутреннего шума
Уровни шума, дБ. |
Увеличение первоначальной стоимости автобусов, дол. |
||
наружного |
внутреннего |
на топливо |
на ТО и ТР |
86 |
84 |
0 |
0 |
83 |
83 |
0 |
70 |
81 |
83 |
0 |
140 |
80 |
80 |
145 |
305 |
77 |
80 |
300 |
520 |
75 |
76 |
890 |
830 |
Выполненные исследования по проблеме снижения шумового загрязнения городов транспортными потоками показали, что одним из наиболее эффективных путей ее решения является оптимизация режима движения транспортных потоков, а также применение подвижного состава с низким уровнем шума. В настоящее время отсутствует методика определения ущерба от шумового загрязнения городской среды. Однако определенные шаги в этом направлении сделаны в МАДИ, что позволяет в первом приближении подойти к определению ущерба от воздействия шума на население, находящегося на территории жилой застройки, который приводит к потере части национального дохода страны. В этом отношении применение электромобилей в транспортной системе страны позволило бы (при условии 10—15 % их участия в транспортных потоках городской среды) существенно снизить уровень шума, так как для электромобилей он составляет всего 37—43 дБ. Эти величины говорят о том, что электромобиль практически не создает шумового загрязнения, а это особенно важно для крупных городов, городов-курортов и др.
Таким образом, современный автомобильный транспорт, оснащенный ДВС, неблагоприятно воздействует на людей и окружающую среду. Проводимые в настоящее время мероприятия по снижению негативного воздействия не решают проблему полностью, а также приводят к повышению эксплуатационных затрат и стоимости транспортных средств. В связи с этим внедрение в настоящее время электромобилей (и по мере развития источников тока расширение сферы их применения) будет способствовать решению этой важной проблемы.
Комментарии
Отправить комментарий