Шумовое загрязнение окружающей среды

К загрязнителям окружающей среды, присущим автомобильному транспорту, следует отнести шум, создаваемый при движении и работе автомобильных двигателей. Согласно данным, приводимым О. А. Ставровым, для электрических автомобилей характерны более низкие уровни шума при более благоприятном его спектре.

В настоящее время доказано, что шум неблагоприятно воздействует на человека, а автомобильный транспорт является наиболее мощным и самым распространенным источником шума в городах. Установлено, что на городских магистралях максимальные уровни шума достигают в настоящее время 90—95 дБ, причем эти величины имеют тенденцию роста, так как транспортные потоки в городах с каждым годом возрастают.

Считается, что шум в 85 дБ представляет собой средний критический уровень, превышение которого вредно для здоровья человека. Однако автотранспортный шум в 75 дБ также приводит к некоторым психофизиологическим изменениям в организме.

Нарушение нормального отдыха после трудового дня может стать причиной хронического переутомления, вызывающего расстройство центральной нервной системы. Между возрастающим шумом в городах и увеличением количества нервнобольных в ряде стран установлена прямая зависимость. Городской шум в определенной степени способствует возникновению гипертонической болезни, а непрерывное воздействие шума может стать причиной язвенных заболеваний.

Установлена зависимость между увеличением общей заболеваемости и продолжительностью проживания в шумных городских условиях. Шум больших городов является одной из причин снижения у людей остроты слуха и развития тугоухости. Он в значительной степени влияет на эффективность лечебного процесса и увеличивает время пребывания больных в лечебных учреждениях. При воздействии шума свыше 45 дБ уменьшается слуховая чувствительность, резко снижается умственная работоспособность, увеличивается продолжительность времени выполнения учебных заданий, повышается количество ошибок.

Интенсивный шум ведет к снижению производительности труда. По оценкам специалистов шум снижает работоспособность при умственном и физическом труде примерно на 60 %.

Мероприятия по снижению уровня шума от автомобилей обусловливают рост затрат на производство и эксплуатацию автомобилей. Это подтверждается данными обследования, проведенного ЕРА (агентством по охране окружающей среды).

В табл. 6.1 и 6.2 приведены данные о повышении стоимости автобусов и эксплуатационных затрат в зависимости от уровней наружного и внутреннего шума.

 

Таблица 6.1

Увеличение первоначальной стоимости городского автобуса в зависимости от уровня наружного и внутреннего шума

Уровни шума, дБ.

Увеличение первоначальной стоимости автобусов, дол.

наружного

внутреннего

Расчет фирм, выпускающих автобусы.

Расчет ЕРА

Не более

Не менее

86

84

205

0

50

83

83

505

0

195

81

83

1638

0

380

80

80

2900

350

875

77

80

4200

650

1670

75

78

5500

950

3270

 

Таблица 6.2 Увеличение годовых эксплуатационных расходов на один автобус в зависимости от уровней наружного и внутреннего шума

Уровни шума, дБ.

Увеличение первоначальной стоимости автобусов, дол.

наружного

внутреннего

на топливо

на ТО и ТР

86

84

0

0

83

83

0

70

81

83

0

140

80

80

145

305

77

80

300

520

75

76

890

830

 

Выполненные исследования по проблеме снижения шумового загрязнения городов транспортными потоками показали, что одним из наиболее эффективных путей ее решения является оптимизация режима движения транспортных потоков, а также применение подвижного состава с низким уровнем шума. В настоящее время отсутствует методика определения ущерба от шумового загрязнения городской среды. Однако определенные шаги в этом направлении сделаны в МАДИ, что позволяет в первом приближении подойти к определению ущерба от воздействия шума на население, находящегося на территории жилой застройки, который приводит к потере части национального дохода страны. В этом отношении применение электромобилей в транспортной системе страны позволило бы (при условии 10—15 % их участия в транспортных потоках городской среды) существенно снизить уровень шума, так как для электромобилей он составляет всего 37—43 дБ. Эти величины говорят о том, что электромобиль практически не создает шумового загрязнения, а это особенно важно для крупных городов, городов-курортов и др.

Таким образом, современный автомобильный транспорт, оснащенный ДВС, неблагоприятно воздействует на людей и окружающую среду. Проводимые в настоящее время мероприятия по снижению негативного воздействия не решают проблему полностью, а также приводят к повышению эксплуатационных затрат и стоимости транспортных средств. В связи с этим внедрение в настоящее время электромобилей (и по мере развития источников тока расширение сферы их применения) будет способствовать решению этой важной проблемы.

 

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.