Физиологическая и психологическая функциональность при эксплуатации электромобиля
Оценка новой техники в значительной степени зависит от того, как она влияет на человека. Функциональные возможности человека в процессе производства определяются особенностями его физиологии и спецификой транспортного средства. По мере технического прогресса развивается противоречие между возможностями технического объекта и ограниченностью физиологических возможностей человека. Однако в этом аспекте электромобиль в силу того, что он имеет значительно (два-три раза) меньшее число рычагов управления при их простоте, значительно превосходит автомобиль с ДВС. В связи с этим у водителя появляется больше возможностей следить за дорожной ситуацией. Повышается эффективность функционирования системы человек — автомобиль — дорога.
В табл. 6.3 представлены данные о физических воздействиях, которые производит водитель при езде в городе.
Таблица 6.3
Количество воздействия на рычаги управления в зависимости от стиля езды
Контролируемый параметр, приведенный к |
Стиль езды |
|||
темпераментный |
спокойный |
|||
Москвич-2110 |
ВАЗ-21011 |
Москвич-2140 |
ВАЗ-21011 |
|
Количество включений: |
||||
сцепления |
784 |
895 |
636 |
768 |
1 передача |
140 |
143 |
94 |
104 |
2 передача |
200 |
194 |
164 |
166 |
3 передача |
288 |
246 |
172 |
214 |
4 передача |
177 |
177 |
159 |
196 |
Всех передач, тормозов. |
292 |
277 |
187 |
209 |
Из таблицы следует, что сокращение количества воздействий на рычаги управления может значительно облегчить труд водителя, а также будет способствовать физиологической совместимости.
Кроме физиологической совместимости необходима психологическая адаптация человека к технике. Относительная простота конструкции электромобиля, легкость управления, «чувствительность» электромобиля к рычагам управления, хорошая плавность хода и обзорность способствуют быстрой адаптации человека к машине.
Отсутствие вибраций, шума, отработавших газов, улучшает производственно-техническую среду, способствует возникновению оптимального психологического климата. Установлено, что приспособление конструкции автомобиля только по факторам, характеризующим санитарно-гигиенические условия труда, может обеспечить увеличение производительности труда на 13 % и снижение числа дорожно-транспортных происшествий до 57 %.
Из сказанного выше следует, что при внедрении электромобилей не возникнет какой-либо психофизиологический барьер. Благодаря большей, чем для автомобиля с ДВС, физиологической функциональности (приспособленности) электромобиля, а также вследствие упрощения управления и меньшей трудоемкости, можно ожидать снижения дорожно-транспортных происшествий, что способствует значительному экономическому эффекту.
Таким образом, электромобили обладают рядом неоспоримых преимуществ перед автомобилями с ДВС, основным из которых является более благоприятное воздействие на человека и окружающую среду. Каждое из указанных преимуществ предопределяет конкретный вид эффекта. К сожалению, в настоящее время в связи с отсутствием необходимых методических разработок не каждый вид эффекта может быть определен в стоимостном выражении.
Однако уже сегодня имеются предпосылки для оценки экономической эффективности мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды, в том числе от токсичных выбросов автомобильных ДВС. В связи с этим появляется возможность оценки экономической эффективности электромобилей с учетом экологической составляющей.
Комментарии
Отправить комментарий