Оценка эффективности электробусов
Опытная эксплуатация электробусов различной вместимости ведется в разных странах мира, в том числе в Германии, Японии, Италии. Созданные опытные образцы позволяют судить о перспективности этого вида пассажирского транспорта.
Нужно отметить, что оценка эффективности электробусов и легковых электромобилей не имеет принципиального отличия от изложенных в других статьях. В данном случае вместо параметра грузоподъемность электромобиля следует использовать показатель «вместимость» электробуса или электромобиля-такси.
При этом следует уточнить также соотношение вместимости транспортного средства и его массы Gp, а также учесть возможное переполнение электробуса при эксплуатации. В остальном же расчеты можно выполнять по формулам, аналогичным для грузовых электромобилей.
В настоящее время имеются примеры оценки эффективности использования электробусов, в частности в России. Приведем один из них. Он выполнен В. П. Ковригой и Е. Е. Отдельновой. Результаты таких расчетов приведены в табл. 5.7.
Таблица 5.7
Оценка экономической эффективности электробусов
Показатель |
Автобус малой вместительности |
Электробус |
Эксплуатационные расходы |
||
Расходы, зависящие от объема перевозок, руб./ 1 машино-км. |
1,16 |
0,6 |
Содержание станции зарядки автобусов в год в расчете на один электробус, тыс. руб. |
- |
0,09 |
Содержание конечной станции в год, тыс. руб. |
8,0 |
8,0 |
Себестоимость перевозок на 1 пасс*км, руб. |
1,10 |
0,47 |
Капиталовложения |
||
Стоимость единицы подвижного состава, тыс. год. |
3,95 |
6,00 |
Стоимость одного места в гараже, тыс. руб. |
5,8 |
5,8 |
Стоимость конечной станции, тыс. руб. |
36,0 |
36,0 |
Стоимость станции подзарядки в расчете на 1 электробус, тыс. руб. |
0,546 |
1,16 |
Капиталовложения с учетом нормативного коэффициента эффективности капиталовложений в расчете на 1 пасс*км, руб. |
0,546 |
1,16 |
Приведенные удельные строительно эксплуатационные расходы на 1 пасс*км, руб. |
1,646 |
1,643 |
Для расчета приведенных удельных затрат приняты размер пассажиропотока, равный одной тысяче пассажиров в час во время «пик»; эксплуатационная скорость
Согласно приведенным расчетам использование электробусов (в данном варианте) экономически более целесообразно в сравнении с автобусами той же вместимости. Критерием эффективности в данном случае выбраны удельные строительно-эксплуатационные расходы в расчете на 1 пассажиро-километр
Комментарии
Отправить комментарий