Анализ области использования ЭМ (окончание)
При оценке области эффективного использования электромобилей следует учитывать возможность подзарядки и замены аккумуляторных батарей электромобилей на линии во время работы и другие организационно-технические мероприятия по увеличению запаса хода.
При подзарядке аккумуляторных батарей электромобилей во время работы на линии энергоемкость ее увеличивается на величину
где — время промежуточной подзарядки аккумуляторов электромобиля, ч; — коэффициент, учитывающий величину восстановления энергии источника тока в единицу ускоренной подзарядки.
Суммарная энергоемкость батареи аккумуляторов в расчете на рабочую смену составит
Для варианта замены аккумуляторных батарей во время работы электромобилей на линии можно записать
где — количество замен аккумуляторных батарей электромобиля во время рабочей смены.
Для случая ускоренной подзарядки аккумуляторных батарей зависимость массы источника тока от запаса хода имеет вид
То же выражение для варианта замены аккумуляторов на линии можно записать
С учетом изложенного выше экономико-математические модели эффективности использования электромобилей примут вид:
(5.33)
(5.34)
Первое выражение используется для случая ускоренной подзарядки аккумуляторных батарей, второе — при замене их на линии.
Граница области эффективного использования электромобилей с учетом изменений, произошедших в экономико-математических моделях, может быть рассчитана по формулам
при ускоренной подзарядке
:
При расчетах области эффективного использования электромобилей следует учитывать, что в случае промежуточной подзарядки происходит некоторое снижение срока службы аккумуляторных батарей, а при внутрисменной замене батарей аккумуляторов следует учитывать дополнительные затраты, связанные с заменой источника тока, а также увеличение переменных затрат второго рода до величины
Для анализа области эффективного использования электромобилей могут быть использованы графические методы, в том числе номограммы.
Достоинство номограмм (как любого другого графического метода расчета) состоит в наглядности, возможности решения задач при отсутствии аналитических зависимостей, простоте и малой трудоемкости расчетов. Они позволяют производить анализ номографируемых зависимостей, изучать взаимное влияние переменных.
Одна из номограмм для оценки области эффективного использования электромобилей приведена на рис. 5.9.
Рис. 5.9. Номограмма для расчета области эффективного использования электромобилей
Там же дан ключ к номограмме. Для того чтобы определить границу области эффективного использования электромобилей, необходимо на номограмме:
1) начиная с величины Z0 ( I октант), отложить значения , р (II октант) и сделать засечку на оси b;
2) начиная с оси , отложить в V и IV октантах соответственно значения р и , сделав засечку на оси с;
3) соединив засечки на осях b и с кривой L (в V октанте), получим значения граничных пробегов, при которых экономиически равновыгодно производить и использовать сравниваемые транспортные средства. При этом (как было отмечено выше) электромобили экономически целесообразно использовать в области
когда разность переменных затрат положительна, и при 0 < L < < L2, когда разность переменных затрат отрицательна.
Для упрощения расчетов отдельных составляющих выражения (5.2) могут быть построены другие вспомогательные номограммы. На рис. 5.10 показана номограмма для расчета постоянных составляющих Rпост.
Рис. 5.10. Номограмма для расчета приведенных затрат при оценке эффективности электромобилей
При построении номограммы введены следующие обозначения
и
Штриховой линией на номограмме показан пример расчета.
Комментарии
Отправить комментарий