Упрощение тягового электропривода

Другие варианты исполнения этой системы тягового электропривода отличаются использованием транзисторного регулятора возбуждения вместо тиристорного, схемами реостатного пуска, а также структурой и исполнением устройств управления, таких как датчики обратных связей, блоки управления током возбуждения и включением резисторов. Следует заметить, что для реализации электропривода с основным регулированием по возбуждению тяговый электродвигатель должен иметь запас по условиям коммутации на коллекторе и высокую надёжность цепей возбуждения. В связи с этим необходимы дополнительные затраты на электродвигатель.

В некоторых японских электромобилях подобная упрощённая схема тягового электропривода дополняется редуктором с переключением передач, т. е., по существу, коробкой перемены передач. Хотя ограниченность максимальной скорости электромобиля позволяет иметь только двухступенчатый редуктор, ручное его переключение существенно усложняет управление электромобилем. Однако по мнению фирмы-изготовителя это неудобство компенсируется снижением стоимости электромобиля за счёт упрощения электрической тяговой системы. При этом снижение требований по величине момента на валу двигателя при разгоне позволяет уменьшить мощность двигателя, а это приводит к уменьшению мощности всех элементов силовой цепи, в том числе и тяговой аккумуляторной батареи.

Основные проблемы тяговых электроприводов переменного тока связаны с разработкой преобразователей частоты. Тиристорные преобразователи имеют значительную сложность и очень низкие надёжность и массогабаритные параметры. Эти параметры определяются характеристиками устройств принудительного выключения, или иначе – коммутации тиристоров. По этим причинам в настоящее время продолжается интенсивный поиск схемных решений, позволяющих упростить эти устройства. Классическим вариантом тиристорного преобразователя частоты принято считать так называемый инвертор Мак-Мурри. Схема такого инвертора, рассматриваемого в качестве базового, показана на рис. 3.7, а. Из этого рисунка следует, что одна фаза инвертора Мак-Мурри (схемно, да и по работе устройств коммутации) совпадает с импульсным преобразователем постоянного тока, ранее описанным применительно к схеме, приведённой на рис. 3.3. Уже из этого следует, что электропривод переменного тока с инвертором Мак-Мурри примерно в 2,5–3 раза дороже, чем тяговая система постоянного тока с тиристорным импульсным преобразователем.

Из сравнительно новых схемных решений преобразователей частоты представляет определённый интерес тиристорный инвертор, коммутируемый нагрузкой. Этот вариант преобразователя частоты рассматривался применительно к электромобилю ETV-1 фирмы «Дженерал электрик–Крайслер» и имел определённые преимущества перед инвертором Мак-Мурри (см. табл. 3.3).

image002

Рис. 3.7. Варианты схем тиристорных инверторов: а – инвертор Мак-Мурри; б – электропривод с инвертором, коммутируемым нагрузкой

Упрощённая принципиальная схема силовой части электропривода переменного тока с асинхронным двигателем и тиристорным инвертором, коммутируемым нагрузкой, показана на рис. 3.7, б. По этой схеме общий узел коммутации с коммутирующим конденсатором С2 и тиристорами V10, V11 использует индуктивности фазных обмоток тягового двигателя М. Это позволяет заметно упростить схему выходной части преобразователя, в которой тиристоры V4–V9 образуют собственно коммутатор фазных токов двигателя. Вентили V1 и V2 используются для рекуперации энергии в тяговую батарею GB и обмена реактивной энергией двигателя с накопительным конденсатором С1. Транзистор V3 и дроссель Др не являются собственно элементами инвертора, а осуществляют регулирование тока на входе инвертора, что позволяет улучшить его характеристики.

Таблица 3.3. Характеристики силовых преобразователей

 

Тип преобразователя

Масса, кг

Средний КПД

Относительная стоимость

Тиристорный, импульсный, постоянного тока

22

0,97

1,0

Транзиторный инвертор

39

0,945

1,84

Тиристорный инвертор Мак-Мурри

63

0,90

3,29

Тиристорный инвертор, коммутируемый нагрузкой

68

0,925

1,98

Тиристорный инвертор тока

192

0,905

6,32

 

Из данных табл. 3.3 следует, что в схеме тиристорного инвертора, коммутируемого нагрузкой, достигается существенное снижение начальной стоимости, а также повышение среднего КПД по сравнению с инвертором Мак-Мурри, однако массогабаритные показатели ухудшаются, что определяется увеличением массы коммутирующего и накопительного конденсаторов. Конкурентоспособность этой схемы оказывается в сравнении с электроприводом постоянного тока недостаточной.

Перспективы тягового электропривода переменного тока в настоящее время принято связывать с созданием и совершенствованием новых силовых полупроводниковых приборов: мощных транзисторов, двухоперационных тиристоров, тиристоров с комбинированным выключением и др.

 

 

Проверено корректором: 
yes

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.