Третий этап развития электродвигателей.

Описанные в предыдущей статье проблемы и вызванный ими
интерес к вопросу эволюции электродвигателей повлекли за собой серию опытов и
теоретических исследований. В результате разностороннего обзора проблемы Якоби
пришел к важнейшему и перспективному выводу – разрешение вопроса о расширении
области применения электродвигателей находится в прямой зависимости от
стоимости электроэнергии. Требовались более дешевые источники энергии, то есть
создание нового – более мощного и экономичного генератора, способного заменить
гальванические батареи. 

 

Однако и в условиях возможности использования в качестве
источника питания только гальванических элементов, бывали ситуации, когда
установка электродвигателя оказывалась более выгодной чем использование
парового двигателя (основного типа двигателей в то время). Таким образом
электродвигатели в 50-60 годах девятнадцатого века постепенно набирали
популярность. В качестве типичного примера такой ситуации можно указать
типографии. В небольших компаниях с небольшими же печатными станками вполне
хватало и ручного привода, но в больших корпорациях приходилось использовать
механическую тягу. А поскольку печатная машина была обычно одна, большого
размера и работала не постоянно, а периодами – то более выгодно было
использовать именно электродвигатель, а не паровую машину.

 

В представленных выше условиях большое распространение
получил электродвигатель француза П.Г. Фромана.

 

Общий вид электродвигателя Фромана  

 

 Кроме описанных ранее конструкций стоит отметить некоторые
альтернативные варианты. Например, некоторые из электродвигателей построенных в
40-60 годах девятнадцатого века основывались на принципе втяжения сердечника из
стали в соленоид. При этом возвратно-поступательное движение преобразовывалось
посредством механизмов во вращательное движение вала, снабженного маховыми
колесами. Такими конструкциями являлись двигатели Пейджа и Бурбуза.

 

 

Электродвигатель Пэйджа

 

1 – катушка электромагнитов с втягивающими сердечниками 2 и
3

 

 

Электродвигатель Бурбуза

 

1, 2 – катушки электромагнитов с втягивающими сердечниками,
3 – переключатель

 

Все эти двигатели основывались на принципе взаимного
притяжения и отталкивания магнитов и электрических магнитов. В конструкцию были
включены простейшие якоря в виде стержня с обмоткой, являвшиеся явнополюсными.

 

В конструкции этих двигателей присутствовали и существенные
недостатки. Наиболее важными из них были: большие габариты машин при небольшой
мощности, магнитное рассеяние и малый КПД. Кроме того, эти двигатели имели
непостоянный вращающий момент, то есть движение этих двигателей было в
определенной степени толчкообразным.

При всех перечисленных проблемах применение таких систем на
лодках и прочих механизмах представлялось малоперспективным.

 

60-е годы девятнадцатого века принято считать третьим этапом
в истории развития электродвигателей. Этот период характеризовался разработкой
двигателей с кольцевым неявнополюсным якорем и вращающим моментом с высокой
постоянностью. Одними из «пионеров» этого направления был профессор физики
Болонского и Пизанского университетов Антонио Пачинотти.

 

Этот двигатель состоял из якоря кольцеобразной формы,
который вращался в поле электромагнита. Основное значение работ Пачинотти заключалось
в том, что он первым заменил явнополюсной якорь неявнополюсным. Кроме того он
разработал очень удобную схему коллектора, по сути применяющуюся до сих пор.

 

 

Модель электродвигателя Пачинотти

 

1 – электромагниты с полюсными наконечниками 2, 3 – кольцевой
зубчатый якорь с катушками

 

Кроме того, Пачинотти впервые указал на возможность
использования электродвигателя в качестве генератора, однако он, не зная о
возможности самовозбуждения машины, он рекомендовал заменять электромагниты на
обычные.

 

Но, несмотря на определенные технологические подвижки,
эволюция электродвигателей продолжала топтаться практически на месте, а
большинство из передовых технологий периодически забывалось. Данная удручающая
ситуация сложилась потому, что по прежнему не была решена одна из главнейших
проблем – так и не был изобретен экономичный источник тока.

 

Идея использования кольцевого якоря возродилась через 10
лет… Но это уже абсолютно другая история.

 

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.