Статистические данные по запасу хода электромобилей
С учётом этих обстоятельств можно наметить в качестве первого приближения следующие границы запаса хода электромобилей различных типов в реальных условиях эксплуатации.
Запас хода электромобилей в настоящее время является сравнительно небольшим, что в значительной степени обусловлено характеристиками химических источников тока, устанавливаемых на них. По имеющимся в технической литературе данным (в том числе рекламным) величина запаса хода для отдельных электромобилей изменяется в широком диапазоне от 45 до
Представляет интерес анализ средней величины запаса хода электромобилей различных лет выпуска. Эту зависимость иллюстрируют графики, приведённые на рис. 1.11, 1.12, 1.13 для грузовых и легковых электромобилей, а также для электробусов соответственно. При построении графиков электромобили были объединены в группы по периодам их создания, а запас хода для каждой группы рассчитан как среднее арифметическое. Для электромобилей и электробусов производства 1978-1982 гг. наблюдается некоторое снижение запаса хода. Это обусловлено, главным образом, тем, что запас хода для них в технической литературе приведён для реальных городских условий эксплуатации. Для электромобилей более ранних лет выпуска нередко указывался максимальный запас хода при движении его с постоянной скоростью. В этом случае величина запаса хода увеличивается, так как заметно снижается расход энергии на движение.
Максимальный теоретический запас хода электромобилей, создаваемых на базе новых источников тока, можно оценить в
Рис. 1.11. Изменение средней величины запаса хода опытных образцов грузовых электромобилей:
1 – средняя величина запаса хода; 2 – аппроксимация кривой Гомперца; 3 – аппроксимация кривой гиперболой
Рис. 1.12. Изменение средней величины запаса хода опытных образцовых легковых электромобилей:
1 – средний запас хода аккумуляторных электромобилей; 2 – аппроксимация линейной функцией; 3 – запас хода легковых электромобилей с различными ХИТ; 4 – аппроксимация параболической функцией
Для легковых электромобилей прогнозируемый запас хода
для грузовых электромобилей
где е – основание натурального логарифма.
Рис. 1.13. Изменение средней величины запаса хода электробусов:
1 – средний запас хода; 2 – аппроксимация гиперболической функцией
Прогноз средней величины запаса хода не позволяет судить о возможном количестве электромобилей с тем или иным запасом хода. В связи с этим, чтобы прогнозировать структуру производимых электромобилей по запасу хода, целесообразно воспользоваться методом Нормекс. Расчеты (согласно этому методу) выполняются в следующей последовательности: строятся гистограммы распределения частот опытных образцов электромобилей, созданных в различные периоды времени.
Для каждой из указанных гистограмм на бумаге с логарифмической вероятностной сеткой строятся графики накопленных частот (рис. 1.14 и 1.15) и по ним оцениваются средняя и стандартное отклонение нормального распределения. Это можно сделать графически, измеряя положение точек на подобранной прямой графика распределения накопленных частот, соответствующие значениям 0,5 и 0,84 по шкале накопленных частот. При этом среднее и стандартное отклонение рассчитывается по формулам:
Рис. 1.14. Графики накопленных частот распределения легковых электромобилей производства
1 – до 1962 года; 2 – с 1963 по 1967 гг.; 3-е 1968 по 1972 гг.
Рис. 1.15. Графики накопленных частот распределения легковых электромобилей, произведённых с 1973 по 1982 гг.:
1 – производство с 1973 по 1977 гг.; 2 – то же с 1978 по 1982 гг.
где – средняя величина логарифмически нормального распределения; – стандартное отклонение логарифмически нормального распределения; Х0,5 и X0,84 – значения переменной при уровне накопленных частот 50 и 84 %.
Найденные значения средней величины и стандартного отклонения нанесены на график (рис. 1.16) и экстраполируются на будущие периоды времени.
Рис. 1.16. Прогноз средней и стандартного отклонения
На основании прогнозных значений и строятся графики распределения электромобилей согласно запасу хода. Для этих целей может быть использовано выражение
где – интеграл группировки электромобилей согласно запасу хода, км; Xi – среднее значение в этом интервале.
Величина обычно определяется из справочника по вероятностным расчетам. Графики распределения частот производства электромобилей с различными величинами запаса хода в период с 1990 по 1995 гг. приведены на рис. 1.17.
Из графиков (рис. 1.17) следует, что наиболее вероятно ожидать в 1990-1995 гг. появления легковых электромобилей с запасом хода от 60 до
Комментарии
Отправить комментарий