Система эксплуатационного обслуживания

Система эксплуатационного обслуживания, в принципе, зависит от сферы потребления электромобилей, т. е. от частного использования или использования предприятиями. Так как в нашей стране в ближайшем будущем не ожидается частное использование легковых электромобилей, то остановимся только на системе обслуживания электромобилей предприятиями.

Система обслуживания имеет в принципе типовую структуру и состоит из следующих этапов: первичной подготовки к работе; технического обслуживания; подсистемы ремонтного обслуживания.

Первичная подготовка к работе тяговых систем состоит из ряда контрольных и подготовительных операций, регламентированных в инструкциях предприятий-изготовителей. Эти операции имеют единообразный характер для основных типов тяговых систем; они состоят из расконсервации, проверки изоляции электрооборудования, сушки (при необходимости), тестовых проверок системы управления, заливки и формовки аккумуляторных батарей и т. д.

Техническое обслуживание тяговых систем состоит из этапов и работ, приведенных в табл. 3.13.

Таблица 3.13

Виды обслуживания и содержание работ для электромобилей

 

Вид обслуживания

Обо-

зна-чение

Рекомендуемая периодичность

Содержание работ

Время

Пробег, км

Контрольный осмотр

КО

ежедневно

---

Осмотр при сдаче электромобиля водителю, тест-проверка функционирования ТП1

Ежедневное обслуживание

ЕО

 

---

Приемка от водителя, тест-проверка ТП1, очистка и сушка, проверка состояния батарей, зарядка батарей, проверка изоляции.

Техническое обслуживание №1

ТО-1

100 ч, но не реже 1 раза в месяц

1000

Осмотр состояния электродвигателя и агрегатов, тест-проверка ТП2, подтяжка болтовых соединений и контактов, очистка контактов и печатных плат.

Техническое обслуживание №2

ТО-2

1000 ч

30000

Частичная разборка электродвигателя и агрегатов электропривода, контроль параметров ТПЗ, частичная регулировка параметров.

 

 

Операции, относящиеся к контрольному и ежедневному обслуживанию, однотипны практически для любых видов тяговых систем. Различия в типах тяговых батарей проявляются в основном на уровнях ТО-1 и ТО-2, а в настоящее время — в необходимости также регулярного обслуживания в промежутках между ЕО и ТО-1. Примером этого могут служить современные никель-цинковые аккумуляторные батареи, которые нуждаются в регулярной глубокой доразрядке через каждые 4—6 циклов заряд— разряд, а также практически еженедельной доливке электролита. В аналогичной доливке электролита или дистиллированной воды нуждаются очень многие типы современных тяговых батарей.

В зависимости от ресурса и надежности тяговой батареи в состав ТО-1 и ТО-2 входят или не входят такие операции, как контрольный цикл «заряд—разряд» и разбраковка по остаточной емкости отдельных аккумуляторов.

Для электродвигателей постоянного тока в состав ТО-1 входят операции по проверке коллекторно-щеточного узла, выделенные в табл. 3.14.

 

Таблица 3.14

Перечень операций и трудоемкость обслуживания коллекторно-щеточного узла электродвигателей

 

 

Операция

Содержание операции

Трудоемкость,

Нормо-ч.

ТО-1

 

0,42-0,58

Осмотр и проверка щеток и щеткодержателей

Проверка перемещения щетки в щеткодержателе, состояния щетки на отсутствие механических повреждений, высоты щетки и площади контакта на ее поверхности.

0,03n

Проверка пружин

Замер усилия нажатия пружины

0.01n

Осмотр коллектора

Осмотр и протирка поверхности коллектора

0.1

ТО-2

 

4.0

Проточка коллектора

Частичная разборка электродвигателя, проточка коллектора, продорожение и шлифовка коллектора, сборка электродвигателя

3.0

Замена и притирка щеток

Установка на двигатель предварительно притертых начерно щеток, окончательная притирка, проверка поверхности, контакта

1.0

Примечание: n – число щеток.

 

В состав ТО-1 для тяговых электроприводов всех типов входят операции проверки подшипников электродвигателей, осмотр таких узлов и агрегатов, как задатчики, датчики, релейно-контакторная аппаратура, а также более подробная чем ТП1 тест-проверка системы управления и тяговой системы в целом, условно названная ТП2. В зависимости от исполнения системы управления эта тест-проверка может иметь различную сложность, однако следует считать, что это определяет не трудоемкость проверки, а сложность оборудования и тест-программ для ее осуществления. Учитывая необходимость осмотра и очистки элементов системы управления (для чего требуется снятие кожухов, крышек и т. п.), можно оценить трудоемкость этих операций ориентировочно в 0,2—0,3 нормо*ч.

В настоящее время вопрос об эксплуатационных преимуществах тяговых электроприводов с бесколлекторными двигателями является дискуссионным из-за отсутствия количественных оценок. Этому способствует нечеткость разделения уровней обслуживания электродвигателей постоянного тока между ТО-1 и ТО-2.

Вынесение дополнительных операций обслуживания коллекторно-щеточного узла на уровень ТО-1 резко повышает эксплуатационные расходы, так как частота техобслуживания вида ТО-1 на порядок выше, чем ТО-2. Для правильного установления периодичности обслуживания коллекторно-щеточного узла необходимо использовать результаты испытаний современных типов электрощеток, например приведенных в табл. 3.1, а также количественные характеристики по эксплуатации тяговых электродвигателей постоянного тока. С учетом реальных значений скорости износа щеток и коллектора, а также необходимых запасов на различие условий эксплуатации, замену щеток и некоторые другие операции обслуживания коллекторно-щеточного узла следует отнести в состав ТО-2. Эти операции и их трудоемкость приведены в табл. 3.14.

Заметим, что операция ТО-2 в отличие от ТО-1 требует централизованного выполнения на специально оборудованных участках обслуживания. При этом совмещение операций ТО-2 для достаточного числа электромобилей (порядка 5—10) позволяет снизить трудоемкость наиболее существенных операций.

Для электроприводов практически любых типов общими операциями ТО-2 являются замена смазки, контроль и регулировка аппаратов управления, полная диагностическая проверка и регулировка блоков системы управления по тест-программам ТПЗ.

 

 

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.