Система эксплуатационного обслуживания
Система эксплуатационного обслуживания, в принципе, зависит от сферы потребления электромобилей, т. е. от частного использования или использования предприятиями. Так как в нашей стране в ближайшем будущем не ожидается частное использование легковых электромобилей, то остановимся только на системе обслуживания электромобилей предприятиями.
Система обслуживания имеет в принципе типовую структуру и состоит из следующих этапов: первичной подготовки к работе; технического обслуживания; подсистемы ремонтного обслуживания.
Первичная подготовка к работе тяговых систем состоит из ряда контрольных и подготовительных операций, регламентированных в инструкциях предприятий-изготовителей. Эти операции имеют единообразный характер для основных типов тяговых систем; они состоят из расконсервации, проверки изоляции электрооборудования, сушки (при необходимости), тестовых проверок системы управления, заливки и формовки аккумуляторных батарей и т. д.
Техническое обслуживание тяговых систем состоит из этапов и работ, приведенных в табл. 3.13.
Таблица 3.13
Виды обслуживания и содержание работ для электромобилей
Вид обслуживания |
Обо- зна-чение |
Рекомендуемая периодичность |
Содержание работ |
|
Время |
Пробег, км |
|||
Контрольный осмотр |
КО |
ежедневно |
--- |
Осмотр при сдаче электромобиля водителю, тест-проверка функционирования ТП1 |
Ежедневное обслуживание |
ЕО |
|
--- |
Приемка от водителя, тест-проверка ТП1, очистка и сушка, проверка состояния батарей, зарядка батарей, проверка изоляции. |
Техническое обслуживание №1 |
ТО-1 |
100 ч, но не реже 1 раза в месяц |
1000 |
Осмотр состояния электродвигателя и агрегатов, тест-проверка ТП2, подтяжка болтовых соединений и контактов, очистка контактов и печатных плат. |
Техническое обслуживание №2 |
ТО-2 |
1000 ч |
30000 |
Частичная разборка электродвигателя и агрегатов электропривода, контроль параметров ТПЗ, частичная регулировка параметров. |
Операции, относящиеся к контрольному и ежедневному обслуживанию, однотипны практически для любых видов тяговых систем. Различия в типах тяговых батарей проявляются в основном на уровнях ТО-1 и ТО-2, а в настоящее время — в необходимости также регулярного обслуживания в промежутках между ЕО и ТО-1. Примером этого могут служить современные никель-цинковые аккумуляторные батареи, которые нуждаются в регулярной глубокой доразрядке через каждые 4—6 циклов заряд— разряд, а также практически еженедельной доливке электролита. В аналогичной доливке электролита или дистиллированной воды нуждаются очень многие типы современных тяговых батарей.
В зависимости от ресурса и надежности тяговой батареи в состав ТО-1 и ТО-2 входят или не входят такие операции, как контрольный цикл «заряд—разряд» и разбраковка по остаточной емкости отдельных аккумуляторов.
Для электродвигателей постоянного тока в состав ТО-1 входят операции по проверке коллекторно-щеточного узла, выделенные в табл. 3.14.
Таблица 3.14
Перечень операций и трудоемкость обслуживания коллекторно-щеточного узла электродвигателей
Операция |
Содержание операции |
Трудоемкость, Нормо-ч. |
ТО-1 |
|
0,42-0,58 |
Осмотр и проверка щеток и щеткодержателей |
Проверка перемещения щетки в щеткодержателе, состояния щетки на отсутствие механических повреждений, высоты щетки и площади контакта на ее поверхности. |
0,03n |
Проверка пружин |
Замер усилия нажатия пружины |
0.01n |
Осмотр коллектора |
Осмотр и протирка поверхности коллектора |
0.1 |
ТО-2 |
|
4.0 |
Проточка коллектора |
Частичная разборка электродвигателя, проточка коллектора, продорожение и шлифовка коллектора, сборка электродвигателя |
3.0 |
Замена и притирка щеток |
Установка на двигатель предварительно притертых начерно щеток, окончательная притирка, проверка поверхности, контакта |
1.0 |
Примечание: n – число щеток. |
В состав ТО-1 для тяговых электроприводов всех типов входят операции проверки подшипников электродвигателей, осмотр таких узлов и агрегатов, как задатчики, датчики, релейно-контакторная аппаратура, а также более подробная чем ТП1 тест-проверка системы управления и тяговой системы в целом, условно названная ТП2. В зависимости от исполнения системы управления эта тест-проверка может иметь различную сложность, однако следует считать, что это определяет не трудоемкость проверки, а сложность оборудования и тест-программ для ее осуществления. Учитывая необходимость осмотра и очистки элементов системы управления (для чего требуется снятие кожухов, крышек и т. п.), можно оценить трудоемкость этих операций ориентировочно в 0,2—0,3 нормо*ч.
В настоящее время вопрос об эксплуатационных преимуществах тяговых электроприводов с бесколлекторными двигателями является дискуссионным из-за отсутствия количественных оценок. Этому способствует нечеткость разделения уровней обслуживания электродвигателей постоянного тока между ТО-1 и ТО-2.
Вынесение дополнительных операций обслуживания коллекторно-щеточного узла на уровень ТО-1 резко повышает эксплуатационные расходы, так как частота техобслуживания вида ТО-1 на порядок выше, чем ТО-2. Для правильного установления периодичности обслуживания коллекторно-щеточного узла необходимо использовать результаты испытаний современных типов электрощеток, например приведенных в табл. 3.1, а также количественные характеристики по эксплуатации тяговых электродвигателей постоянного тока. С учетом реальных значений скорости износа щеток и коллектора, а также необходимых запасов на различие условий эксплуатации, замену щеток и некоторые другие операции обслуживания коллекторно-щеточного узла следует отнести в состав ТО-2. Эти операции и их трудоемкость приведены в табл. 3.14.
Заметим, что операция ТО-2 в отличие от ТО-1 требует централизованного выполнения на специально оборудованных участках обслуживания. При этом совмещение операций ТО-2 для достаточного числа электромобилей (порядка 5—10) позволяет снизить трудоемкость наиболее существенных операций.
Для электроприводов практически любых типов общими операциями ТО-2 являются замена смазки, контроль и регулировка аппаратов управления, полная диагностическая проверка и регулировка блоков системы управления по тест-программам ТПЗ.
Комментарии
Отправить комментарий