Электромобили с топливными элементами
Несмотря на то, что ТЭ не имеют согласно настоящим оценкам перспективы использования в электромобиле промышленного производства, тем не менее на примере ТЭ уместно показать методику расчета экономической эффективности производства и использования электромобилей с рассматриваемым источником тока.
Для электромобилей с топливными элементами характерно то, что масса энергосиловой установки не изменяется при изменении ее энергоемкости, а увеличение запаса хода может быть достигнуто за счет увеличения массы топлива в топливных баках. Так как масса электромобиля в этом случае изменяется незначительно, то затраты второго рода при этом становятся переменными, зависящими в основном от пробега транспортного средства.
Экономический эффект от производства и использования электромобилей в этом случае может быть определен по формуле
Экономико-математическая модель оценки эффективности электромобилей имеет вид
(5.43)
Граница области эффективного использования электромобилей может быть определена по формуле
(5.44)
Анализ полученных выражений показывает, что можно выделить при оценке эффективности электромобилей с ЭХГ четыре основных варианта:
1) если постоянная составляющая и переменные затраты на электромобили ниже, чем на автомобили, то электромобили экономически целесообразны во всей сфере возможного их использования;
2) если постоянная составляющая по электромобилям ниже, а переменные затраты выше, чем у автомобилей, то электромобили экономически целесообразно применять при пробегах менее граничных, определяемых на основе выражения (5.44);
3) если постоянная составляющая по электромобилям выше, а переменные затраты ниже, чем у автомобилей, то электромобили с ЭХГ экономически целесообразно применять при пробегах более граничных;
4) если постоянная составляющая и переменные затраты по автомобилям ниже, чем у электромобилей, то последние применять экономически нецелесообразно.
Графическая интерпретация этих вариантов представлена на рис. 5.21. На литерных рисунках заштрихована область эффективного использования электромобилей.
Очевидно, что снижение постоянной составляющей и переменных затрат электромобиля с электрохимическим генератором (ЭХГ) ведет к увеличению их эффективности.
Полученные зависимости позволяют производить сравнительно-оценочные расчеты и анализировать мероприятия по увеличению эффективности электромобилей с топливными элементами. Предположим, что необходимо определить область эффективного использования электромобилей с ЭХГ типа водород - воздух. В табл. 5.5 приведены исходные данные, необходимые для сравнительной оценки эффективности электромобилей с ЭХГ, а в табл. 5.6 - данные о расходе топлива автомобилем с ДВС и электромобилем с ЭХГ.
Таблица 5.5
Исходные данные для расчета области аффективного использования электромобилей с топливными элементами типа водород-воздух
№ п/п |
Тип транспортного средства, показатель |
Численное значение показателя |
Автомобиль с ДВС |
||
1 |
Приведенные затраты на производство одного автомобиля, руб |
5541,7 |
2 |
Сопутствующие капитальные вложения, руб |
1950 |
3 |
Эксплуатационные затраты: |
|
3,1 |
переменные в расчете на |
0,052 |
3,2 |
постоянные в расчете на год |
2243,9 |
4 |
Срок службы, лет |
7 |
5 |
Автомобиле-дни работы за год, дни |
300 |
6 |
Постоянная составляющая, руб |
4340 |
Электромобиль с ЭХГ |
||
1 |
Приведенные затраты с учетом стоимости энергоустановки, руб |
9185 |
2 |
Сопутствующие капитальные вложения, руб |
2500 |
3 |
Переменные затраты на |
|
3,1 |
без стоимости топлива |
0,097 |
3,2 |
включая стоимость топлива |
0,0354 |
3,3 |
включая стоимость топлива и затраты на обслуживание источника тока |
0,049 |
4 |
Постоянные затраты в расчете на 1 год |
2648 |
5 |
Срок службы, лет |
10 |
6 |
Дни работы электромобиля за 1 год |
300 |
7 |
Постоянная составляющая, руб |
440 |
Примечание: 1. Приведенные затраты по автомобилю и электромобилю рассчитаны для масштабов производства 1000ед. в год. 2.При расчете приведенных затрат по электромобилю учитывались. путем дисконтирования, дополнительные затраты на энергосиловую установку, так как срок ее службы условно принят равным пяти годам. |
Таблица 5.6
Расход топлива грузовым автомобилем и электромобилем с водородно-воздушной энергоустановкой
Вид ТС |
Топливо |
Норма расхода, л. |
Расход на 1 тыс. км. |
|
Марка |
Цена за 1л., руб. |
|||
Автомобиль УАЗ 451 ДМ |
Бензин А 76 ГОСТ 2084-77* |
0,15 |
15 |
0,15 |
Электромобиль |
Водород ГОСТ 3022-80* |
0,0002 |
- |
112-145 |
Электромобиль |
Водород жидкий |
2,0 |
- |
0,01-0,013 |
* - цена за |
Если принять стоимость энергосиловой установки электромобиля равной 2000 руб., срок ее службы - 5 годам, а остальные данные согласно табл. 5.5 и 5.6, то граница области эффективного использования электромобилей согласно выражению (5.44) составит
Учитывая, что постоянная составляющая по электромобилям выше, а переменные затраты ниже, чем у автомобилей, при пробегах менее 20 тыс. км в год (примерно
Границу области эффективного использования электромобилей с топливными элементами можно также определить графически, используя свойства линейной функции. Для этого на оси ординат необходимо отложить отрезок OA, равный затратам (рис. 5.21, б), и через точку А провести параллельно оси абсцисс линию АА’, показывающую уровень постоянных затрат для автомобиля. Далее через точку А под углом используя равенство , следует провести линию АА", определяющую изменение переменных затрат с увеличением пробега.
Аналогично строится график расходов по электромобилю.
Проекция точки пересечения наклонных прямых АА" и ВВ" на ось абсцисс показывает границу области эффективного использования электромобилей с топливными элементами.
Комментарии
Отправить комментарий