Электромобили с топливными элементами

Несмотря на то, что ТЭ не имеют согласно настоящим оценкам перспективы использования в электромобиле промышленного производства, тем не менее на примере ТЭ уместно показать методику расчета экономической эффективности производства и использования электромобилей с рассматриваемым источником тока.

Для электромобилей с топливными элементами характерно то, что масса энергосиловой установки не изменяется при изменении ее энергоемкости, а увеличение запаса хода может быть достигнуто за счет увеличения массы топлива в топливных баках. Так как масса электромобиля в этом случае изменяется незначительно, то затраты второго рода при этом становятся переменными, зависящими в основном от пробега транспортного средства.

Экономический эффект от производства и использования электромобилей в этом случае может быть определен по формуле

image002

Экономико-математическая модель оценки эффективности электромобилей имеет вид

image004 (5.43)

Граница области эффективного использования электромобилей может быть определена по формуле

image006 (5.44)

Анализ полученных выражений показывает, что можно выделить при оценке эффективности электромобилей с ЭХГ четыре основных варианта:

1) если постоянная составляющая и переменные затраты на электромобили ниже, чем на автомобили, то электромобили экономически целесообразны во всей сфере возможного их использования;

2) если постоянная составляющая по электромобилям ниже, а переменные затраты выше, чем у автомобилей, то электромобили экономически целесообразно применять при пробегах менее граничных, определяемых на основе выражения (5.44);

3) если постоянная составляющая по электромобилям выше, а переменные затраты ниже, чем у автомобилей, то электромобили с ЭХГ экономически целесообразно применять при пробегах более граничных;

4) если постоянная составляющая и переменные затраты по автомобилям ниже, чем у электромобилей, то последние применять экономически нецелесообразно.

Графическая интерпретация этих вариантов представлена на рис. 5.21. На литерных рисунках заштрихована область эффективного использования электромобилей.

image007

Очевидно, что снижение постоянной составляющей и переменных затрат электромобиля с электрохимическим генератором (ЭХГ) ведет к увеличению их эффективности.

Полученные зависимости позволяют производить сравнительно-оценочные расчеты и анализировать мероприятия по увеличению эффективности электромобилей с топливными элементами. Предположим, что необходимо определить область эффективного использования электромобилей с ЭХГ типа водород - воздух. В табл. 5.5 приведены исходные данные, необходимые для сравнительной оценки эффективности электромобилей с ЭХГ, а в табл. 5.6 - данные о расходе топлива автомобилем с ДВС и электромобилем с ЭХГ.

Таблица 5.5

Исходные данные для расчета области аффективного использования электромобилей с топливными элементами типа водород-воздух

№ п/п

Тип транспортного средства, показатель

Численное значение показателя

Автомобиль с ДВС

1

Приведенные затраты на производство одного автомобиля, руб

5541,7

2

Сопутствующие капитальные вложения, руб

1950

3

Эксплуатационные затраты:

3,1

переменные в расчете на 1 км пробега, руб

0,052

3,2

постоянные в расчете на год

2243,9

4

Срок службы, лет

7

5

Автомобиле-дни работы за год, дни

300

6

Постоянная составляющая, руб

4340

Электромобиль с ЭХГ

1

Приведенные затраты с учетом стоимости энергоустановки, руб

9185

2

Сопутствующие капитальные вложения, руб

2500

3

Переменные затраты на 1 км пробега

3,1

без стоимости топлива

0,097

3,2

включая стоимость топлива

0,0354

3,3

включая стоимость топлива и затраты на обслуживание источника тока

0,049

4

Постоянные затраты в расчете на 1 год

2648

5

Срок службы, лет

10

6

Дни работы электромобиля за 1 год

300

7

Постоянная составляющая, руб

440

Примечание: 1. Приведенные затраты по автомобилю и электромобилю рассчитаны для масштабов производства 1000ед. в год. 2.При расчете приведенных затрат по электромобилю учитывались. путем дисконтирования, дополнительные затраты на энергосиловую установку, так как срок ее службы условно принят равным пяти годам.

Таблица 5.6

Расход топлива грузовым автомобилем и электромобилем с водородно-воздушной энергоустановкой

Вид ТС

Топливо

Норма расхода, л.

Расход на 1 тыс. км.

Марка

Цена за 1л., руб.

Автомобиль УАЗ 451 ДМ

Бензин А 76

ГОСТ 2084-77*

0,15

15

0,15

Электромобиль

Водород

ГОСТ 3022-80*

0,0002

-

112-145

Электромобиль

Водород жидкий

2,0

-

0,01-0,013

* - цена за 1 кг.

Если принять стоимость энергосиловой установки электромобиля равной 2000 руб., срок ее службы - 5 годам, а остальные данные согласно табл. 5.5 и 5.6, то граница области эффективного использования электромобилей согласно выражению (5.44) составит

image009

Учитывая, что постоянная составляющая по электромобилям выше, а переменные затраты ниже, чем у автомобилей, при пробегах менее 20 тыс. км в год (примерно 67 км в сутки) экономически целесообразно применять автомобили. При больших пробегах - экономически выгодно использовать электромобили с ЭХГ.

Границу области эффективного использования электромобилей с топливными элементами можно также определить графически, используя свойства линейной функции. Для этого на оси ординат необходимо отложить отрезок OA, равный затратам image011 (рис. 5.21, б), и через точку А провести параллельно оси абсцисс линию АА’, показывающую уровень постоянных затрат для автомобиля. Далее через точку А под углом image013 используя равенство image015, следует провести линию АА", определяющую изменение переменных затрат с увеличением пробега.

Аналогично строится график расходов по электромобилю.

Проекция точки пересечения наклонных прямых АА" и ВВ" на ось абсцисс показывает границу области эффективного использования электромобилей с топливными элементами.

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.