Влияние конструктивных и технико-экономических показателей на эффективность электромобилей (примеры)
На последующих графиках показано влияние на область эффективного использования электромобилей различных конструктивных и технико-экономических показателей:
На рис. 5.12 показано изменение границы области эффективного использования электромобилей в зависимости от грузоподъемности транспортных средств.
Рис. 5.12. Влияние грузоподъемности на область эффективного использования электромобилей
Анализ графика позволяет сделать вывод, что с увеличением грузоподъемности значительно снижается область эффективного использования электромобилей. Это ведет к понижению таких показателей, как доли электромобилей в парке, величины оптимального запаса хода и среднего экономического эффекта.
Следует отметить, что электромобилям грузоподъемностью 0,4 т не хватает запаса хода, чтобы покрыть всю область их эффективного использования. В связи с этим должны быть проведены мероприятия по увеличению запаса хода.
На рис. 5.13 показано изменение области эффективного использования электромобилей от масштабов их годового производства.
Рис. 5.13. Влияние масштабов производства на область эффективного использования электромобилей грузоподъемностью:’
1 — 0,4 т; 2 — 1,0 т; 3 — 2,5 т;
- по первому варианту расчета; --- по второму варианту расчета
Из графиков следует, что при расчетах по первому варианту с увеличением объемов производства область эффективного использования электромобилей в начале несколько снижается, а затем наблюдается постоянный ее рост. Это обусловлено тем, что при небольших объемах производства затраты на производство автомобилей снижаются быстрее, чем затраты на изготовление электромобилей. При больших же объемах производства, наоборот, затраты на производство электромобилей снижаются более интенсивно.
Расчеты по второму варианту показывают постоянный рост эффективности электромобилей с увеличением их годового производства.
На рис. 5.14 представлена зависимость границы области эффективного использования электромобилей от величины удельной энергоемкости аккумуляторной батареи при прочих равных условиях.
Из графика следует, что удельная энергоемкость аккумуляторной батареи сильно влияет на область эффективного использования электромобилей и что ее повышение — одно из наиболее перспективных направлений роста их эффективности.
На рис. 5.15 показана зависимость границы области эффективного использования электромобилей от удельной цены источника тока.
Анализ показал, что снижение удельной цены источника тока является наиболее перспективным направлением повышения эффективности электромобилей с новыми химическими источниками энергии типа никель—водород, цинк—хлоргидрад и других, которые имеют высокую удельную стоимость при современных технико-эксплуатационных показателях.
Влияние срока сдужбы источника тока и электромобиля на границу области эффективного использования показано на рис. 5.16 и 5.17.
Рис. 5.16. Влияние срока службы электромобиля на область его эффективного использования при его грузоподъемности:
1 — 0,4 т; 2 — 1,0 т
Рис. 5.17. Влияние срока службы аккумуляторной батареи на область эффективного использования электромобилей грузоподъемностью:
1 — 0.4 т; 2 — 1.0 т
Из рисунков следует, что по своему характеру зависимости получились одинаковыми, т. е. вначале наблюдается их резкий рост, а затем эта тенденция значительно ослабевает. Основной прирост эффективности электромобилей наблюдается при увеличении срока службы электромобилей до 8—12 лет.
Увеличение срока службы более 14—16 лет (согласно полученным расчетам) не приводит к существенному увеличению их эффективности. Существенный прирост области эффективного использования электромобилей происходит при увеличении срока службы источника тока до 9—12 сотен циклов.
Срок службы химических источников тока значительно влияет на область эффективного использования электромобилей. Повышение срока службы батарей аккумуляторов является одним из перспективных мероприятий повышения эффективности электромобилей с новыми химическими источниками тока типа цинк-воздух, натрий-сера, литий-хлор, у которых срок службы, как правило, не превышает 150— 300 циклов при сравнительно высокой их удельной стоимости.
Значительное влияние на область эффективного использования электромобилей оказывает величина сопутствующих капитальных вложений. Это наглядно иллюстрируется графиком на рис. 5.18.
Рис. 5.18. Влияние величины сопутствующих капитальных вложений на область эффективного использования электромобилей грузоподъемностью:
/ — 0.4 т; 2 — 1,0 т
Рис. 5.19. Влияние величины постоянных затрат на область эффективного использования электромобилей грузоподъемностью:
1 - 0,4 т; 2 — 1,0 т
Влияние величины переменных и постоянных затрат на границу области эффективного использования электромобилей показано на рис. 5.19 и 5.20. Очевидно, что сокращение эксплуатационных затрат — перспективный путь повышения эффективности электромобилей.
Рис. 5.20. Влияние величины переменных затрат на область эффективного использования электромобилей грузоподъемностью:
1 — 0,4 т; 2 — 1,0 т
Применение разработанной программы и использование ЭВМ позволяют изучить влияние и других конструктивных параметров и технико-экономических показателей на эффективность электромобилей и в каждом конкретном случае выбрать наиболее перспективный вариант.
Комментарии
Отправить комментарий