Влияние конструктивных и технико-экономических показателей на эффективность электромобилей

Приведенные выше экономико-математические модели и зависимости позволяют определять область эффективного использования электромобилей и исследовать влияние на нее отдельных конструктивных параметров и технико-экономических показателей.

Однако такие расчеты оказываются весьма трудоемкими, так как при этом приходится использовать более 20 основных расчетных формул и зависимостей, содержащих элементы логарифмирования, возведения в степень, интегрального исчисления. Для оценки влияния отдельных показателей на эффективность электромобилей необходимо производить расчеты нескольких вариантов, что значительно увеличивает общую трудоемкость вычислительных работ. Все это обусловливает использование для расчетов современной вычислительной техники. С этой целью была разработана специальная программа на алгоритмическом языке «ФОРТРАН» для ЭВМ ЕС-1022, которая позволяет производить расчеты одновременно по четырем различным типам (грузоподъемностям) сравниваемых транспортных средств, двум вариантам и двум методикам.

Блок-схема расчетов приведена на рис. 5.11.

image002

Рис. 5.11. Блок-схема расчета экономической эффективности электромобилей на ЭВМ

Все расчеты выполняются в несколько этапов. На первом этапе формируется блок исходных данных, в которые входят:

1) грузоподъемность и масштабы производства сравниваемых транспортных средств (формы 1 и 2);

2) основные технико-эксплуатационные показатели электромобилей и применяемых источников тока (форма 1);

3) технико-эксплуатационные характеристики принимаемых за базу сравнения автомобилей (форма 2);

4) нормативные показатели (табл. 5.4).

Таблица 5.4 Нормативные коэффициенты

№ п/п

Показатель

Вариант транспортного средства

1

2

3

4

1

Эффективность капитальных вложений

0,1500

2

Приведение разновременных затрат

0,1000

Форма № 1 Электромобиль

п/п

Показатель

Вариант ТС

1

2

3

4

1

Грузоподъемность, т.

2

Годовой объем производства, тыс.

3

Срок службы, лет.

4

Условная производительность, т.

5

Доля удельных капитальных вложений в производство.

6

Сопутствующие капитальные вложения.

7

Коэффициент себестоимости image004 - 2

8

Коэффициент себестоимости image004 - 3

9

Автомобиле-дни работы, дни.

10

Постоянные затраты по утвержденной методике.

11

Постоянные затраты по предлагаемой методике.

12

Переменные затраты, руб/км.

13

Удельная энергоемкость батареи, Вт*ч/кг.

14

Цена батареи, руб/т.

15

Срок службы батареи, циклы.

16

Коэффициент, учитывающий долю остаточной стоимости батареи.

17

Коэффициент, учитывающий допустимую степень ряда батареи.

18

Затраты на обслуживание батареи, руб./(кВт*ч*цикл)

19

Число циклов работы в год

20

Удельные затраты энергии, кВт*ч(т*км)

21

Цена электроэнергии за 1 кВт*ч, руб.

22

КПД зарядного устройства

23

Коэффициент удешевления электропривода

24

Нормируемые оборотные средства

25

Коэффициент использования грузоподъемности

26

Норма запаса батарей

27

Максимальное значение m (отношение массы АКБ к массе ЭМ)

Форма № 2 Автомобиль с ДВС

№ п/п

Показатель

Вариант ТС

1

2

3

4

1

Грузоподъемность, т.

2

Годовой объем производства, тыс.

3

Срок службы, лет.

4

Условная производительность, т.

5

Удельная мощность двигателя, кВт*ч/т

6

Объем цилиндров, л.

7

Коэффициент тары.

8

Диапазоны передаточных чисел коробки передач.

9

Максимальный крутящий момент.

10

Масса радиатора, кг.

11

Объем топливного бака, л.

12

Масса карданных шарниров, кг.

13

Сопутствующие капитальные вложения, руб.

14

Постоянные затраты по утвержденной методике.

15

Постоянные затраты по предлагаемой методике.

16

Переменные затраты, руб/км.

17

Автомобиле-дни работы, дни.

18

Нормируемые оборотные средства, руб.

19

Цена автомобиля, руб.

20

Коэффициент использования грузоподъемности.

На втором этапе, согласно этой же программе, проводятся следующие расчеты.

В начале определяются удельные капитальные вложения в производственную базу и себестоимость транспортных средств. При этом используются выражения (5.3)—(5.15). На основе полученных данных определяются приведенные затраты. Расчеты ведутся по формуле (4.48). Далее вычисляются агрегированные показатели, такие как постоянная составляющая затрат по автомобилю и электромобилю, переменные затраты второго рода и приведенные затраты в источник тока. Затем рассчитываются разности постоянных и переменных затрат, являющиеся основой экономико-математической модели (5.2).

На последнем этапе проводятся следующие расчеты:

1) границы области эффективного использования электромобилей [расчетная формула (5.31)];

2) оптимального запаса хода [выражение (5.32) ];

3) массы аккумуляторной батареи [зависимость (4.32) ];

4) соотношения массы аккумуляторной батареи и расчетной массы электромобиля;

5) фактического запаса хода [выражение (5.40) ];

6) экономического эффекта от использования электромобилей в расчете на 1 день работы;

7) возможной доли электромобилей в парке [выражение (5.24) 1.

Результата расчетов выводятся на печать (формы 3, 4).

Форма № 3 Характеристика области эффективного использования электромобилей и их основные конструктивные параметры

Утвержденная методика

Первый вариант расчета

№ п/п

Показатель

Вариант ТС

1

2

3

4

1

Граница области эффективного использования ЭМ, км.

2

Оптимальный запас хода, км.

3

Доля ЭМ в парке.

4

Экономический эффект (руб. на км пробега)

составляющая image007

составляющая image009

составляющая image011

5

Расчетная масса ЭМ, т.

6

Собственная масса без АКБ, т.

7

Отношение массы батареи к расчетной массе ЭМ

8

Фактический запас хода, км.

Форма № 4 Характеристика области эффективного использования электромобилей и их основные конструктивные параметры

Утвержденная методика

Второй вариант расчета

№ п/п

Показатель

Вариант ТС

1

2

3

4

1

Граница области эффективного использования ЭМ, км.

2

Оптимальный запас хода, км.

3

Доля ЭМ в парке.

4

Экономический эффект (руб. на км пробега)

составляющая image007

составляющая image009

составляющая image011

5

Расчетная масса ЭМ, т.

6

Собственная масса без АКБ, т.

7

Отношение массы батареи к расчетной массе ЭМ

8

Фактический запас хода, км.

Согласно действующей методике расчеты экономической эффективности проводятся на объем производства новой техники. При сравнении эффективности автомобилей и электромобилей такой подход, по мнению авторов, будет недостаточно верным, так как в этом случае в связи с большими фактическими объемами производства автомобилей завышается их стоимостная оценка, производимая по уровню приведенных затрат, которые рассчитаны на значительно меньший объем производства электромобилей. В связи с этим более правильно приведенные затраты автомобилей исчислять в расчете на фактический объем производства или брать на уровне их оптовой цены. Такие расчеты предусматривают второй вариант.

Первый вариант расчетов правомерно использовать в тех случаях, когда речь идет об альтернативе производства новых образцов автомобилей и электромобилей при определенной их специализации.

В связи с этим программой предусмотрены как первый, так и второй варианты расчетов.

В целях анализа влияния различных факторов на область эффективного использования электромобилей программой также предусмотрена возможность последовательной корректировки исходной информации или последнего расчетного варианта.

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.