Себестоимость перевозок - общие понятия

Себестоимость перевозок — это стоимостное выражение издержек, возникающих при доставке грузов у транспортных предприятий и организаций.

Различают общую себестоимость, т. е. сумму транспортных издержек на перевозки грузов, а также себестоимость единицы (или 10 единиц) транспортной продукции.

За единицу транспортной продукции на автомобильном транспорте в настоящее время принят тоннокилометр полезной работы грузовых автомобилей, а для пассажирских перевозок — пассажирокилометр.

В себестоимости перевозок на автомобильном транспорте обычно выделяют следующие статьи: заработную плату водителей и кондукторов с начислениями на социальное страхование; затраты на автомобильное топливо; затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы; затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин; затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт автомобилей; накладные расходы (административно-хозяйственные, общепарковые и затраты на содержание вышестоящей организации).

В статьях себестоимости перевозок, осуществляемых электромобилями, имеются изменения, обусловленные прежде всего применением на них других источников энергии по сравнению с автомобилями. Статья «автомобильное топливо» при использовании аккумуляторных электромобилей заменяется на статью «электроэнергия для электромобилей».

В связи с различиями в сроке службы источников тока и электромобиля, а также высокой его ценой отдельно выделяется статья «амортизационные отчисления по батарее аккумуляторов».

Иногда (в целях анализа) отдельной статьей выделяют затраты на техническое обслуживание и ремонт источника тока.

Что же касается остальных статей себестоимости перевозок электромобилей, то они по своему содержанию совпадают с общепринятыми на автомобильном транспорте. В то же время их величины могут существенно отличаться от статей себестоимости для автомобильных перевозок.

Ниже для сравнения приведена структура себестоимости перевозок в процентах на электромобилях небольшой грузоподъемности (0,3—0,4 т); при этом себестоимость перевозок на автомобилях о ДВС принята за 100 %.

Топливо, электроэнергия 10-12

Эксплуатационные материалы (с учетом материалов на обслуживание аккумуляторной батареи) 400-600

Ремонт и восстановление авторезины 70-120

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава 70-90

Амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт электромобилей (без аккумуляторной батареи) 60-80

накладные расходы 67-85

Заработная плата водителей 100

Выше не указаны амортизационные отчисления на батарею аккумуляторов электромобиля, величина которых достигает 30 и более процентов от всех эксплуатационных затрат в себестоимости перевозок.

На величину амортизационных отчислений и, следовательно, себестоимость перевозок аккумуляторных электромобилей в значительной степени влияют технические характеристики источника тока, в том числе удельная стоимость, срок службы, масса и др.

Большинство из параметров источника тока — удельная стоимость, срок службы, КПД и другие являются сравнительно постоянными величинами и одинаково влияют на себестоимость перевозок в каждом цикле эксплуатации. Более сложное влияние оказывает на себестоимость перевозок масса аккумуляторной батареи. Ее увеличение влечет рост амортизационных отчислений. Однако, с другой стороны, увеличивается запас хода и объем транспортной продукции, производимой в единицу времени, что способствует снижению себестоимости перевозок. Очевидно имеет место оптимум запаса хода и массы аккумуляторной батареи. Чтобы его выявить при анализе себестоимости перевозок, будем условно считать, что запас хода электромобилей возрастает за счет увеличения массы аккумуляторной батареи.

Зависимость массы источника тока от требуемой величины запаса хода электромобиля имеет вид

image002 (4.32)

где Gp — расчетная масса электромобиля, т. е. масса груженого электромобиля за вычетом массы источника тока, т; р — отношение удельной энергоемкости источника тока к удельным затратам на перемещение электромобиля, т. е. image004.

Справедливость данного выражения подтверждается следующими положениями. При требуемом запасе хода L электромобиля с расчетной массой Gp требуется энергия аккумуляторной батареи массой GpL/p, для перемещения которой необходима энергия дополнительной батареи Gp (L/p)2. Однако указанное приращение требует дальнейшего увеличения массы аккумуляторной батареи теперь уже на ее перемещение и т. д., т. е. с математической точки зрения имеем бесконечно убывающую прогрессию со свободным членом GpL/p и знаменателем прогрессии L/p. В итоге получаем выражение (4.32).

Эксплуатационные затраты автотранспортных предприятий обычно подразделяют на постоянные (независящие или незначительно зависящие от пробега транспортных средств) и переменные (зависящие в основном от пробега). В этом случае общую сумму эксплуатационных затрат можно определить по формуле

image006 (4.33)

где Спост — постоянные затраты, руб.; Спер — переменные затраты, руб./км; L — пробег транспортных средств, км.

К постоянным затратам относят накладные расходы и условно заработную плату водителей и кондукторов с начислениями на социальное страхование. Все прочие затраты относят к группе переменных.

 

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.