Себестоимость перевозок - эксплуатационные затраты
Если учесть, что для электромобилей эксплуатационные затраты (амортизация источника тока, затраты на его обслуживание и другие) зависят от удельной стоимости, массы источника тока, количества циклов работы, то в целях упрощения расчетов их целесообразно выделить из общей суммы и рассматривать как функцию массы источника тока. Тогда общая сумма эксплуатационных затрат по электромобилям может быть определена с помощью следующей зависимости:
(4.34)
где z — переменные затраты второго рода в расчете на единицу массы источника тока, руб./кг (руб./т).
К переменным затратам второго рода целесообразно отнести: затраты на электрическую энергию для перемещения электромобилей; амортизационные отчисления источника тока; затраты на обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей.
Для расчета переменных затрат второго рода могут быть применены следующие зависимости.
Амортизационные отчисления по аккумуляторной батарее
(4.35)
где Ц — удельная цена источника тока, руб./кг; Тц — количество циклов работы батареи аккумуляторов; N — норма амортизации; причем
где КБ — первоначальная стоимость (балансовая) аккумуляторной батареи, руб.; К0Б — остаточная стоимость аккумуляторной батареи, руб.; Тс — срок службы батареи аккумуляторов, циклы; — коэффициент, учитывающий остаточную стоимость источника тока.
Затраты электрической энергии могут быть рассчитаны на основе зависимости
(4.36)
где Цз — цена 1 кВт*ч электрической энергии, руб./(кВт.ч); — КПД зарядного устройства; — коэффициент, учитывающий степень разряда источника тока.
Затраты на обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей включают затраты на: проверку и регулировку уровня плотности электролита; определение и замену неисправного аккумулятора; заряд аккумуляторных батарей.
Анализ показывает, что данные затраты зависят в основном от энергоемкости и количества циклов работы источника тока.
В связи с этим целесообразно их удельную величину рассчитывать на 1 кВт*ч — цикл работы источника тока. Это позволит общую сумму затрат на обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей определять с помощью зависимости
(3.37)
где 3у — удельные затраты на обслуживание батарей аккумуляторов в расчете на 1 кВт*ч — цикл работы, руб.
Согласно изложенному выше общая сумма переменных затрат второго рода может быть рассчитана по формуле
(4.38)
или
где
(4.39)
Тогда себестоимость перевозок электромобилями в расчете на единицу транспортной продукции, выраженной в тоннокилометрах, может быть определена на основе зависимости
(4.40)
Полученная зависимость достигает экстремальных значений при следующих величинах запаса хода:
(4.41)
(4.42)
Дополнительно проведенный анализ показал, что в первом случае в выражении (4.41) имеет место минимум себестоимости перевозок. При этом масса аккумуляторной батареи будет равна
(4.43)
Важным конструктивным параметром является соотношение массы батареи и электромобиля, при котором себестоимость перевозок получается минимальной. В данном случае его можно определить по формуле
(4.44)
При расчетах следует учитывать, что масса аккумуляторной батареи не может увеличиваться бесконечно (из условий прочности конструкции транспортного средства) и при заданной грузоподъемности электромобиля не может превышать определенного значения , при котором обеспечивается максимальное значение запаса хода
Дальнейшее увеличение массы батареи аккумуляторов на электромобиле и, следовательно, запаса хода возможно лишь за счет снижения грузоподъемности транспортного средства. В этом случае зависимость себестоимости перевозок от запаса хода электромобилей будет иметь вид
(4.45)
Это выражение имеет минимум при следующих значениях запаса хода электромобилей:
(4.46)
где
Или то же самое при массе аккумуляторной батареи
(4.47)
Комментарии
Отправить комментарий