Рассчет затрат на производство транспортных средств
Известно, что себестоимость производства транспортных средств зависит от конструктивных особенностей, технико-эксплуатационных характеристик, масштабов и сроков производства. Зависимости себестоимости производства автомобилей и их отдельных агрегатов от различных факторов подробно исследованы в работах М. И. Ипатова, Ж. А. Ненашевой и других ученых.
Согласно этим исследованиям для расчета себестоимости производства грузовых автомобилей предлагается выражение:
(5.3)
где — удельная мощность (отношение максимальной мощности двигателя к полной массе автомобиля), кВт*ч/кг; q — грузоподъемность автомобиля, т; kтар — коэффициент тары (отношение собственной массы автомобиля в снаряженном состоянии к максимальной грузоподъемности); Агод — годовой масштаб производства транспортных средств, тыс. шт./год.
Себестоимость производства электромобилей определяется себестоимостью производства шасси, кузова электромобиля и себестоимостью тягового электрооборудования, включая тяговый электродвигатель и системы его регулирования.
Учитывая, что электромобили, как правило, создаются на базе существующих автомобилей с ДВС и в их конструкции широко используются унифицированные узлы и агрегаты, их себестоимость может быть определена прямым счетом путем вычитания из себестоимости базового автомобиля тех составляющих, которые не входят в конструкцию электромобиля, и суммирования деталей и узлов, необходимых для функционирования электромобилей.
Такие расчеты можно выполнить с помощью выражения
где Sarp i — себестоимость агрегата, производимого на заводе, руб.; Carpi — оптовая цена покупных агрегатов с учетом возможного изменения объема выпуска на заводе-изготовителе, руб.; m — номенклатура основных агрегатов собственного изготовления всех наименований; n — число одноименных агрегатов данной конструкции (собственного изготовления); р — номенклатура покупных агрегатов всех наименований; r — число одноименных покупных агрегатов данной конструкции; — коэффициент, учитывающий затраты на сборку транспортного средства и прочие неучтенные расходы.
Наиболее вероятно, что при производстве электромобилей основными покупными изделиями будут батареи аккумуляторов и электрооборудование электромобилей.
С учетом изложенного для расчета себестоимости производства электромобиля может быть использовано выражение
(5.4)
где — себестоимость создаваемого электромобиля (без аккумуляторной батареи), руб.; —соответственно себестоимость изготовления двигателя, коробки передач, карданного вала, руб.; — оптовые цены радиатора системы охлаждения и топливного бака, руб.; — коэффициент, учитывающий неучтенные детали и узлы автомобиля, которые не входят в конструкцию электромобиля; — стоимость производства тягового электрооборудования и электропривода; — коэффициент, учитывающий затраты на сборку и себестоимость остальных, неучтенных элементов электромобиля.
Анализ конструктивно-стоимостных проработок отдельных вариантов тягового электрооборудования показал, что стоимость (оптовая цена) его производства может быть определена с помощью выражения
(5.5)
где ky — коэффициент, учитывающий степень возможного удешевления электрооборудования электромобиля; он изменяется от 1 до 0,65 при соответствующем снижении полезной транспортной работы электромобиля на 3—5 %.
В работе М. И. Ипатова приведен перечень экономико-математических выражений, позволяющих рассчитать себестоимость производства отдельных агрегатов автомобилей в зависимости от конструктивных параметров, масштабов производства и других факторов.
Для расчета себестоимости карбюраторных ДВС, коробок передач и карданных валов могут быть использованы выражения:
(5.6)
(5.7)
(5.8)
(5.9)
где Sд1 и Sд2 — себестоимость производства соответственно рядного и V - образного ДВС, руб.; Vр — рабочий объем цилиндров двигателя, л; Мmах — максимальный крутящий момент, Н*м; Агод— годовой объем выпуска, тыс. шт.; d0—диапазон передаточных чисел; GK — масса карданного сочленения, кг; nк — количество карданных сочленений в машине.
Для расчета стоимости радиатора и топливного бака можно использовать зависимости:
где Gрад — масса радиатора, кг; V т*б — емкость топливного бака, л; с — коэффициент, учитывающий снижение цены радиатора или топливного бака в зависимости от масштабов производства; ориентировочно можно принять что
Удельные капитальные вложения в производство автомобилей зависят от масштабов выпуска и могут быть рассчитаны по формуле
(5.10)
где Куд — удельные капитальные вложения при выпуске двадцати пяти тысяч автомобилей в год, руб.; к — коэффициент серийности; он определяется по формуле
(5.11)
где — среднегодовой выпуск автомобилей после окончания периода освоения за период нормативного срока окупаемости, а при отсутствии таковых данных — выпуск продукции на второй год после окончания периода освоения производства.
Изменение удельных капитальных вложений при годовом производстве автомобилей 25 тыс. ед. в год в зависимости от грузоподъемности определяется по формуле
(5.12)
Удельные капиталовложения в производство электромобилей (без аккумуляторной батареи и электрооборудования) могут быть ориентировочно определены по формуле
(5.13)
где — коэффициент, учитывающий соотношение капитальных вложений в производство автомобилей и электромобилей (без учета аккумуляторной батареи и электрооборудования).
Это соотношение может быть определено на основе данных о структуре удельных капитальных вложений на создание мощностей по производству грузовых автомобилей при использовании работы. В этой работе отражен объем капитальных вложений в автомобильный завод, заводы двигателей и деталей двигателей, в электрооборудование и т. д. Могут быть использованы и другие методы, например экспертных оценок.
Комментарии
Отправить комментарий