Подходы к подсчету ущерба от вредных выбросов

Одной из основных социально-экономических задач народного хозяйства нашей страны на современном этапе развития является совершенствование управления процессами воспроизводства и охраны окружающей среды. При этом охрана окружающей среды от загрязнения приобретает особое значение не только в социальном аспекте, но и как значительный фактор повышения эффективности общественного производства.

Выше было отмечено, что загрязнение атмосферы токсичными веществами (в том числе отработавшими газами автомобильных ДВС) вызывает повышенную заболеваемость населения, преждевременное старение различных сооружений, построек и т. д.

В настоящее время пока отсутствует единая методика оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству автомобильным транспортом. Это в значительной степени затрудняет расчеты экономической эффективности электромобилей с учетом экономической составляющей, т. е. с учетом снижения ущерба от загрязнения атмосферы токсичными веществами вследствие замены части автомобилей с ДВС электромобилями.

Однако уже сегодня имеются методические разработки и рекомендации по оценке ущерба, причиняемого отдельными промышленными загрязнителями. Такие разработки нашли отражение в исследованиях, выполненных О. Ф. Балацким, В. Г. Халдеевым и другими учеными.

Анализ показывает, что они могут быть положены в основу методических рекомендаций по оценке экономического ущерба, причиняемого токсичными выбросами автомобильного транспорта.

Структурными составляющими экономического ущерба, обусловливаемого загрязнением атмосферы и окружающей среды, являются: ущерб от повышенной заболеваемости населения, ущербы коммунальному хозяйству и промышленным объектам, а также сельскому и лесному хозяйству.

Комплексная оценка ущерба требует наличия большого статистического материала и сопровождается трудоемкими расчетами.

Наибольший удельный вес в комплексном ущербе приходится на здравоохранение, который на 1975 г. составлял 40 %. Значительный ущерб причиняется загрязнением коммунальному и бытовому хозяйству (более 30 %) и промышленности (примерно 10 %).

Существуют различные методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. В их числе можно назвать методы прямого счета, аналитический, нормативный и др.

Согласно методу прямого счета рассматриваются два района, расположенных примерно в одинаковых природно-климатических условиях и близких по другим своим характеристикам (контрольный район и район с повышенным загрязнением атмосферы). Изучаются потери (заболеваемость) в указанных районах, вызываемые загрязнителями атмосферы. Далее рассчитывается ущерб народному хозяйству от загрязнения атмосферы в районе с высокой концентрацией токсичных веществ в виде разности потерь по данным районам.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда предварительно изучены зависимости экономического ущерба от уровня загрязнения окружающей среды и других факторов.

Используя такие зависимости, можно определить ущерб в районах с различным уровнем токсичных веществ в атмосфере.

Нормативный метод может быть применен в тех случаях, когда определены зависимости экономического ущерба в расчете, например, на единицу выбросов токсичных веществ. В этом случае экономический ущерб определяется умножением норматива на общий объем выбросов загрязнителей атмосферы.

Каждый из указанных методов может быть применен самостоятельно и в сочетании с другими. Выбор метода определяется характером и качеством исходной информации.

Наиболее опасным видом ущерба с социальной точки зрения является ущерб от повышенной заболеваемости населения в районах с высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

Для расчета ущерба, причиняемого здравоохранению высоким уровнем загрязнения атмосферы токсичными веществами, могут быть использованы зависимости, изложенные.

Ущерб, причиняемый повышенным содержанием:

image002

где yi - ущерб здравоохранению, приходящийся на 1000 чел. при постоянной плотности населения, тыс. руб.; хi - концентрация соответствующего загрязнителя в единицах среднесуточной предельно допустимой концентрации (ПДК); е - основание натурального логарифма.

В. Г. Халдеевым предложена следующая зависимость между величиной удельного ущерба, причиняемого здравоохранению, и уровнем загрязнения атмосферы:

image004

где х0 - уровень загрязнения атмосферы;

причем

image006

Здесь image008- средние годовые концентрации в атмосфере соответственно оксидов углерода и азота, сернистого ангидрида и пыли, мг/м3; image010 - предельно допустимые концентрации перечисленных ингредиентов в воздухе, мг/м3.

При этом величина ущерба рассчитывается как сумма следующих издержек загрязнения: затрат на лечение в стационаре и в амбулаторных условиях; затрат на оплату больничных листов родителям в связи с болезнью детей; ущерба народному хозяйству от недоиспользования трудовых ресурсов.

Недостатком приведенных выражений является то, что они учитывают не все, а лишь отдельные и наиболее изученные по своему воздействию загрязнители атмосферы. Они устанавливают реально существующие зависимости между уровнем концентрации загрязняющих атмосферу веществ и ущербом, наносимым загрязнением. Очевидно, что со временем указанные зависимости и входящие в них величины будут уточняться. Однако уже сегодня они могут быть использованы при разработке методического подхода к оценке удельного ущерба, наносимого токсичными выбросами автомобилей с ДВС.

По мнению ученых в методическом плане наиболее удачным является выражение (6.5), так как оно учитывает суммарное загрязнение атмосферы несколькими загрязнителями и взаимное влияние токсичных веществ на организм человека.

Для того чтобы определить ущерб, причиняемый автомобильным транспортом, необходимо выделить долю выбросов токсичных веществ, приходящихся на автомобильные ДВС.

По отдельным ингредиентам она составит:

image012

где image014 - объем выбросов оксидов углерода и азота, двуокиси серы и пыли автомобильным транспортом в рассматриваемом районе, т; image016- общие выбросы указанных ингредиентов в данном районе, т.

Если выбросы веществ в объемах image016 и создают концентрацию их в воздухе на уровнях image008, то уместно предположить, что выбросы автомобильного транспорта image014 способствуют образованию концентрации указанных веществ на уровнях image020, рассчитываемых по формулам

image022

Тогда ущерб, причиняемый рассматриваемыми ингредиентами выбросов автомобильного транспорта, составит

image024

где Кэ - коэффициент, учитывающий долю экономического ущерба, приходящуюся на здравоохранение; x1 - общий уровень загрязнения атмосферы, определяемый по формуле (6.6); х2 - уровень загрязнения атмосферы промышленными выбросами без учета автомобильного транспорта. Причем

image026

image028

Таким образом, используя зависимости (6.9) и (6.10), несложно оценить величину экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству в данном районе токсичными выбросами автомобильного транспорта.

Выбросы, производимые различными источниками, и концентрации токсичных веществ в атмосфере городов в настоящее время определяются и учитываются гидрометеорологическими обсерваториями, объединяемыми Государственным комитетом России по гидрометеорологии и контролю природной среды.

Ниже приведены значения ПДК (мг/м3) для наиболее характерных загрязнителей воздушной среды:

Оксид углерода………….1,000

Оксид азота………………0,085

Сернистый ангидрид….....0,050

Пыль………………………0,150

При расчетах экономической эффективности электромобилей с учетом экономической составляющей необходимо иметь данные об отдельном ущербе, причиняемом автомобилями с ДВС, в расчете на единицу выбросов токсичных веществ или на 1 км пробега транспортного средства.

В настоящее время пока не существует должного учета и контроля за выбросами вредных веществ с отработавшими газами ДВС. Однако уже сегодня налажен контроль и нормирование топлива для автомобилей. Это позволяет установить взаимосвязь между пробегом автомобилей, расходом топлива, выбросами токсичных веществ и удельным пробегом.

Удельный ущерб в расчете на 1 л потребленного топлива может быть определен по формуле

image030

где Q - масса топлива, потребленного автомобилями района (города) за год, т; р - плотность топлива, л/кг. Тогда ущерб в расчете на 1 км пробега заданной модели автомобиля с ДВС составит

image032

где Н - норма расхода топлива данной модели автомобиля, л/100 км.

Предлагаемый методический подход не исключает другие варианты расчета удельного ущерба, причиняемого токсичными выбросами автомобилей с ДВС.

Так, на основе приведенных зависимостей может быть определен удельный ущерб на единицу токсичных выбросов автомобилей. В этом случае на основе данных о выбросах токсичных веществ на 1 км пути можно определить удельный ущерб на 1 км пробега транспортного средства.

Следует отметить, что эффективность транспортных средств с учетом экономической составляющей может быть определена путем выравнивания базы сравнения, т. е. путем оценки и учета затрат, необходимых для понижения токсичности отработавших газов до уровня, не приносящего ущерба окружающей среде.

В этом случае при расчете экономической эффективности электромобилей необходимо учесть затраты на производство и эксплуатацию антитоксичных устройств для автомобилей с ДВС.

 

 

Проверено корректором: 
no

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.