Никель-железные аккумуляторы (начало)

Никель-железные аккумуляторы (НЖА) являются одними из самых реальных для использования в электромобилях благодаря трём основным преимуществам: доступности исходного сырья, малой стоимости и большому сроку службы.

Основными проблемами при применении НЖА являются: плохое использование тока, сопровождающееся выделением На при заряде; невозможность герметизации и связанная с этим необходимость корректировки электролита.

Суммарная токообразующая реакция в НЖА записывается следующим образом:

image002

В токообразующем процессе участвует вода, что является фактом, не имеющим существенного значения при работе аккумулятора в избытке электролита.

С момента появления до 60-х годов НЖА выполнялись в ламельной конструкции. По этому варианту изготовления активная масса (положительная или отрицательная) запрессовывалась в стальные тонкие перфорированные секции (ламели), которые выполняли армирующую и токоподводящую функции.

Ламели могут быть прямоугольными (аккумулятор Юнгера) или цилиндрической формы (аккумулятор Эдисона). В соответствии с этим конструкцию с прямоугольными ламелями в СССР называли аккумулятором с ламельными электродами, а аккумулятор Эдисона — аккумулятором с трубчатым электродом.

Таблица 2.3. Сравнение отечественных и зарубежных НЖА

Аккумулятор

Ёмкость А*ч

Удельная энергия

Вт*ч/кг

Вт*ч/дм3

Россия

ТНЖК-300

300

34,0

61,5

ТНЖК-350

350

33,0

69,5

ТНЖК-400

400

35,0

66,3

ТНЖК-500

500

34,6

64,0

ТНЖК-600

600

32,7

65,5

ТНЖК-700

700

33,0

68,0

Варта (Германия)

(+) – трубчатый, (-) – ламельный

Е4

300

22,5

51,7

E5

375

23,7

54,2

E6

450

24,6

56,3

E7

525

25,2

56,8

E8

600

25,7

58,5

E10

750

26,5

57,5

E12

900

26,4

57,5

САФТ (Франция)

(+) – ламельный, (-) – безламельный

МРА5

270

28,2

61,1

МРА6

324

28,8

63,7

МРА7

378

29,3

65,7

МРА9

486

29,9

68,6

МРА11

594

30,3

69,2

МРА13

702

30,6

70,8

МРА16

864

30,9

72,0

image004

Рис. 2.6. Схематичный чертёж и мутация аккумуляторов ЭНЖ-200:

1 шина-борн; 2 резиновое кольцо; 3 плата контактная; 4 электрод; 5 корпус; 6 межэлементное соединение

В СССР выпускались аккумуляторы ламельной конструкции электродов обоих знаков. Их удельная энергия приблизительно такая же, как у аккумуляторов с ламельными электродами, которые выпускаются фирмами САФТ (SAFT, Франция) и «Юнгер» (J anger, Швеция). В основном западноевропейские фирмы в настоящее время производят тяговые щелочные аккумуляторы с положительным электродом трубчатой конструкции в комбинации с отрицательным или безламельным (спеченным) электродом. Безламельный железный электрод изготовляют путем напрессовки термически восстановленного железного порошка на токоподводящую ленту (температура восстановления 700-850 °С) с последующим спеканием в атмосфере водорода при 700-1050 °С. Исходное сырье для получения железного порошка окись железа Fe203, магнетит Fe304 или сульфид железа.

Отечественные НЖА с безламельным отрицательным электродом и ламельным положительным электродом находятся на уровне лучших зарубежных образцов, что следует из табл. 2.3.

Проблема электромобиля стимулировала рост разработок по НЖА [13]. В СССР аккумуляторным ВНИПКТИ разработан опытный аккумулятор ЭНЖ-200, схематический чертёж которого дан на рис. 2.6. Отрицательный электрод безламельной конструкции изготовлен из высоковосстановленного железного порошка методом пропитки в ваннах. Такой электрод с пористостью 45-50 % обеспечивает получение почти в два раза большей ёмкости на единицу массы и объёма при силе тока / = 0,2С и более чем в три раза при У = 1С.

Полиэтилен использовался и как материал сепаратора, и как материал сосуда. При / = 0,2С удельная энергия составляла 32 Вт ч/кг, а при / = 1С 24 Вт-ч/кг. Эксперименты показали, что при работе током 1С НЖА разогревается от 28 до 60 °С, поэтому в летнее время необходимо принудительное охлаждение батареи.

 

Проверено корректором: 
yes

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.