Комментарии к сводке по запасу хода (окончание)
Из таблицы следует, что условия испытаний электромобилей были весьма разнообразными. Так, легковые электромобили 1 и 6 проходили испытания в легких условиях, т. е. вероятнее всего на ровном и в хорошем состоянии шоссе при движении с небольшой постоянной скоростью. Для ряда других электромобилей (в том числе электрофургонов 5, 6 и 7 характерны достаточно жесткие условия испытаний, близкие к городским режимам движения.
Коэффициенты условий эксплуатации могут быть использованы также для сопоставления пробегов электромобилей в различных режимах работы. Чтобы оценить, как изменится пробег электромобиля при переходе от одних условий эксплуатации к другим, можно использовать следующие выражения;
(4.25)
(4.26)
где - соответственно, запас хода, КПД тяговой системы и энергоемкость источника тока при эксплуатации в прежних условиях, для которых коэффициент условий равен rб ; - расчетный запас хода, КПД тяговой системы и запас энергии батареи в расчетных условиях эксплуатации с коэффициентом г„.
Предположим, что необходимо оценить запас хода электромобиля ВАЗ-21029 в городских условиях эксплуатации (расчетный цикл движения SAEj 227а «С», r = 70,7 ед.), если известны лишь данные о пробеге электромобиля с постоянной скоростью
Тогда планируемый пробег в километрах будет
Отклонение расчетной величины в процентах от данных, полученных при испытании электромобиля по циклу SAEj 227а «С», составит
Таким образом, с помощью предлагаемых коэффициентов можно сопоставить запас хода электромобилей, проходивших эксплуатацию в различных условиях, или привести его к единой базе сравнения. На рис. 4.3 показано изменение запаса хода электромобилей различных лет производства с учетом различия в условиях эксплуатации и без их учета.
Рис. 4.3. Средний запас хода электромобилей (1) и средний запас, приведенный к условиям эксплуатации 60 ед. (2)
Кривая 2 характеризует фактические пробеги, пересчитанные на условия движения с коэффициентом г = 60 ед., т. е. близкие к городским.
Из рис. 4.3 следует, что кривая пересчитанных значений более плавная, имеет постоянную тенденцию к возрастанию в отличии от кривой, построенной без учета условий эксплуатации. Кроме того, эта кривая лежит ниже, т. е. приводимые в технической литературе данные о запасе хода часто завышены. Вместе с тем имеется тенденция к сближению кривых. Это свидетельствует о том, что в последнее время все чаще данные об испытаниях и эксплуатации электромобилей приводятся для условий, близких к городским.
На рис. 4.4 представлены гистограммы распределения опытных образцов аккумуляторных электромобилей, созданных за последние 15-20 лет, согласно их условиям эксплуатации, которые характеризуются коэффициентом r.
Из рисунка следует, что наиболее распространенными условиями испытаний и эксплуатации легковых электромобилей являются средние от 40 до 80 ед., для грузовых - от 30 до 70 ед. и электробусов от 20 до 50 ед. коэффициента условий эксплуатации r.
Таким образом, предлагаемые коэффициенты могут найти широкое использование как при теоретических исследованиях, так и при практических расчетах.
Однако нужно отметить, что на указанные коэффициенты оказывают определенное влияние конструктивные параметры электромобилей, т. е. такие, как масса электромобилей, фактор обтекаемости и коэффициент учета вращающихся масс. Для электромобилей, близких по своим конструктивным параметрам, это влияние незначительно. Сказанное справедливо для легковых электромобилей, грузовых, близких по грузоподъемности, а также для электробусов, близких по вместимости.
При пробеге электромобилей различных групп, например легковых и электробусов, в одинаковых условиях и режиме предлагаемый коэффициент будет отличаться. Это различие может достигать 10 ед. В связи с этим данный коэффициент является относительным. Чтобы перейти к абсолютному коэффициенту условий эксплуатации, необходимо ввести поправочные коэффициенты отдельных групп электромобилей. Тогда жесткость условий эксплуатации будет определяться произведением относительного коэффициента условий эксплуатации r на указанный коэффициент по данной группе электромобилей k, т. е.
(4.27)
Комментарии
Отправить комментарий