Эксплуатационные характеристики тяговых систем (окончание)
Имеется еще одно обстоятельство, которое обычно не учитывается при оценке эксплуатационных качеств электромобилей по результатам их испытаний. Водитель электромобиля (как впрочем и автомобиля) должен быть уверен в достижении конечного пункта движения за счет имеющегося" запаса энергии. Для этого требуется и определенный избыток энергии на случаи непредвиденных изменений дорожных условий и ситуации на маршруте. За этим объективно скрывается заметный экономический ущерб от непредвиденной остановки электромобиля на маршруте и транспортировки его к месту пополнения запаса энергии. Этот запас избыточной энергии, не расходуемый в обычных условиях движения, может обеспечивать 10-12 км пробега, что представляет значительную часть от общего запаса хода современных электромобилей.
Целесообразно поэтому ввести эксплуатационный показатель, который назовем «коэффициентом надежности пробега» и определим зависимостью
где Lэ - средний используемый в эксплуатации запас хода от одной зарядки батареи, км; Ln - запас хода на испытаниях по методикам SAE j 227’а, км.
Опыт эксплуатации электромобилей свидетельствует о том, что этот коэффициент достигает величины 0,8. Для его повышения необходим ряд мероприятий типа правильного определения и строгого соблюдения маршрута поездок, оперативного учета изменения дорожной обстановки, поддержания высокого технического уровня электромобилей, в том числе их тяговых систем.
Вопрос о функциональных эксплуатационных качествах тяговых систем раскрыт в гораздо меньшей степени, чем о запасе хода и энергетике. В целом эти показатели должны отражать степень соответствия электромобиля условиям работы транспортного средства. Некоторые из этих показателей выявляются общепринятыми автомобильными методиками: например такие, как управляемость и устойчивость, для которых имеются испытания типа перестановки, движения на повороте и др. Однако ряд функций, к которым относятся удобство управления, возможности маневрирования на ограниченном участке, поддержание постоянной скорости при движении в колонне или городском потоке и другие, пока не имеют стандартизованных методик проверки и для них обычно используется метод экспертных оценок.
Заметим, что именно по некоторым функциональным показателям даже современные электромобили имеют преимущества перед автомобилями. Отсутствие стандартных объективных критериев не позволяет в должной мере оценить значимость этих преимуществ, а следовательно, и затраты на их достижение не имеют экономического обоснования. Это можно пояснить на следующем примере. В тяговых системах электромобилей малая скорость движения порядка 2-3 км/ч может быть получена с высокой точностью и без затраты каких-либо усилий со стороны водителя. Кроме того, реверсирование движения производится водителем простым переключением маленького переключателя типа тумблера: на это требуется 0,1-0,2 с. Такие два качества принципиально позволяют совершать маневрирование на ограниченном пространстве с заметно более высокой точностью и за меньшее время, чем это при прочих равных условиях возможно на современных автомобилях того же класса. Для малотоннажных грузовых транспортных средств эти функциональные качества имеют достаточно важное значение, так как маневрирование в пунктах погрузки и выгрузки занимает значительное время в составе выполняемых операций по доставке грузов.
Отсутствие по функциям такого рода стандартных методик и критериев затрудняет также сравнение между собой различных типов тяговых электроприводов. Например, электропривод с двухзонным регулированием и силовым полупроводниковым преобразователем для питания якоря двигателя обладает более высокими функциональными качествами, чем электропривод с переключением секций тяговой батареи и дополнительными реостатными ступенями. Однако и стоимость первого варианта существенно выше. Вопрос о сравнительной экономической оценке этих вариантов остается неразрешимым без указанных выше объективных критериев функциональности.
Комментарии
Отправить комментарий